ГЕННАДИЙ ФОКИН: «Если мой двигатель запустят в производство, то мировые производители бензина окажутся без работы!»
Изобретение омича имеет КПД почти 100%, его поддержала РАН, а чертежи уже увезли к себе китайцы.
Свой роторно-поршневой двигатель (патент РФ № 2352796 C2) Геннадий Михайлович Фокин изобрел в 2007 году. Конструкция двигателя проста, как автомат Калашникова.
В цилиндрическом корпусе находится гибкое кольцо-поршень. Внутри него ротор с подшипниками или раздвижными с помощью простейшей пружины кольцами. В вершинах волн деформации этого кольца-поршня происходит его качение по внутренней поверхности корпуса. Разделительные пластины делят пространство рабочей камеры на полости, в которые подается давление. Полости по другую сторону пластин – полости выхлопа. Получается бестопливный паровоздушный двигатель.
– У двигателя две ступени – это компрессор который может быть установлен на этом же валу и приводится в движение с помощью мотора генератора от аккумуляторной батареи. Вращая эту систему я заставляю сжиматься воздух в полостях. Он раскаляется до сотни градусов и дает давление в 500-600 атмосфер. В нем нет мертвых пространств, как в поршневых компрессорах. Внутрь этого кольца я тоже завожу давление. Образуются подпирающая и спускающая горки, поэтому КПД ротора резко возрастает, и он склонен превратиться в самоподдерживающее устройство.
Мы беседуем с Геннадием Михайловичем на выставке форума «Свое дело – твой успех».
– Получается, это практически вечный двигатель? – спрашиваю изобретателя.
– Это порочное название. Самоподдерживающий – значит, с очень высоким КПД. На валу ротора может стоять маховичок, как в любом моторе, и он будет накапливать энергию при качении ротора по круговой наклонной поверхности.
– Какую мощность выдает двигатель?
– Все зависит от объема цилиндра и площади полостей. Если площади при вращении будут меняться, то маховик-то накапливает энергию. Это гораздо эффективнее, чем поршневой двигатель, который имеет 4 такта: всасывание, сжатие, рабочий режим и выхлоп. Но рабочий режим – это лишь одна четверть всего цикла. Причем половину рабочего хода поршень в 4-тактном двигателе практически не работает. Эффект дает только половинка этой четвертинки. А в роторно-поршневом двигателе КПД – как у электродвигателя или турбины: идет постоянное образование крутящего момента.
– Кому вы предлагали свою разработку?
– Кому только не предлагал. На «ВТТВ-2013» получил хвалебные отзывы, что я чуть не герой России, Сибирское отделение РАН поддержало меня. Китайцы очень долго присматривались на «ВТТВ», фотографировали и мотор, и чертежи. Но пока тихо. Чтобы внедрить двигатель в производство, нужны дополнительные затраты на ОКР, а деньги вкладывать никто не хочет.
– В чем плюсы вашего двигателя?
– Во-первых, он предельно простой. Во-вторых, у него очень высокая эффективность – раза в 3-4 выше, чем у стандартных четырехтактных двигателей. И в третьих, самое главное – он может работать на любом топливе и без топлива – на воздухе. Потому что первая ступень компрессора, не имея мертвых полостей, обеспечивает на выходе любое давление и любую температуру воздуха.
– Получается, если какой-то завод сделает этот двигатель, то производители бензина в России и мире останутся без работы?
– Топливная мафия тормозит все процессы. Раньше изобретателей доводили до смертей, а сейчас наши изобретения просто замалчивают и не дают им хода.
Наша справка:
Геннадий Михайлович Фокин окончил Ленинградский военно-механический институт. 20 лет работал в Омском машиностроительном конструкторском бюро. Начальник конструкторской бригады ОМКБ. Занимался разработкой и изготовлением агрегатов и энергосиловых установок для ТУ-134 и военной авиации.
Окончил аспирантуру и прошел защиту кандидатской диссертации в МАИ у академика Скубачевского. 20 лет работал на кафедре механизмов в ОмГТУ.