Знахарь поневоле


Эта удивительная история произошла в сибирской деревеньке Кокшенево, что на севере Омской области, в начале тридцатых.
Одну бабу замучила малярия. Её то в жар, то в холод бросало. Возле неё уже бабки собрались, ждали: вот-вот представится. Подошла ещё одна. И вдруг взяла да и выдала: «А Крутолобиха в Бергамаке таку «халеру» запросто лечит!»
                   Родня той бабы стала соображать, как ей Крутолобиху к больной доставить. А та бабуля говорит: «Не надо её сюды тащить, пущай она воду заговорит, скажет, как ею пользовать, а вы всё это и сделаете».
                   Тут кто-то подсказал: «Васька Ведёхин в Бергамак собирается».
                   Побежали. Уговорили. Стали ждать.
                   А Васька в Бергамак как забурился, так и загулял. Тут бабу лихоманка треплет, а он там самогонку хлещет. Домой только к ночи поехал. Очухался Васька уже в Лисино. Коняга решил к речке свернуть — напиться, а берег хоть и пологий, да со всякими там препятствиями. В общем, завалился ходок с коробом набок. Ведёха выпал прямо в речку. Вода в ней холоднющая, он от купели и протрезвел. Тут к нему и память вернулась. К Крутолобихе-то не заехал! Как теперь домой глаза казать? Позор! Решил: надо что-то смикитить. А покуда суть да дело, зачерпнул пригоршню воды, выпил. Ещё… Хороша зараза!
                   Ха! — хлопнул себя по лбу Васька, с ходу сообразив, как можно теперь выкрутиться. Набрал в бутылку лисинской воды, заткнул бумажной пробкой и с лёгким сердцем отправился в родное Кокшенево. А там его уже заждались. Кое-как отбрехался, воду отдал и назад.
                   — А как ею лечить? — спрашивают.
                   Здесь надо было стрелять влёт. Васька так и сделал.
                   — Пущай рано утром выйдет голой на крыльцо, обольёт себя с головы до ног водой, а остатки под правую пятку выльет!
                   Так она и сделала. И что вы думаете? Смех смехом, а бабу-то трясти перестало! Да и вообще, через два дня она бегала по деревне, как жерёбая кобылка: ржала от радости и всем о своём избавлении от лютых мук рассказывала. Потом заставила мужа взять в колхозе подводу. Положила туда благодарственные гостинцы для Крутолобихи и отправилась в Бергамак.
                    Думаю, не трудно себе представить её встречу с уважаемой целительницей.
                    С тех пор появилось у Ведёхи новое деревенское прозвище — Знахарь!

Михаил Речкин